Непрохождение обязательного медицинского осмотра

Содержание

Отстранение от работы в связи с непрохождением медосмотра – Налоги и право

Непрохождение обязательного медицинского осмотра

Прохождение медицинского осмотра является прямой обязанностью каждого работника и за этим должен строго следить работодатель. Непрохождение медосмотра считается явным нарушением и повлечет за собой большие проблемы как для работника, так и для организации в целом.

Человек проходит медицинский осмотр прежде всего с целью профилактики и выявления болезней, которые могут помешать в трудовой деятельности. Болезнь работника будет влиять на его работу, что в последствии скажется на общей производительности и эффективности организации.

За отказ от прохождения медосмотра работодатель имеет полное право отстранить сотрудника от занимающей им должности до момента (или, в определенных случаях, даже наложить дисциплинарное взыскание, на основании статьи 192 ТК РФ), пока он не пройдет обязательное обследование и не предъявит официальные медицинские документы.

Отстранение от работы в связи с непрохождением медосмотра в 2018 году

Данное дисциплинарное наказание имеет временный характер. Рабочий отстраняется на определенный срок за нарушение трудовых отношений, которые регламентированы в 76 статье ТК РФ.

В обязанность работодателя входит проведение осмотров, они бывают как предварительные, так и периодические. На подчиненных же лежит обязанность их прохождения в обязательном порядке. Об этом сказано в 212 статье ТК РФ.

В противном случае оформляется приказ об отстранении от работы за непрохождение медосмотра (образец прилагается).

Также, согласно 213 статье ТК РФ сотрудники, которые работают в непростых условиях труда, должны проходить все виды осмотров для более тщательного обследования их состояния здоровья.

Скачать текст ТК РФ

Обязанности работодателя по организации медосмотра работников

Прямой обязанностью работодателя является недопущение сотрудника к трудовой деятельности, если на это есть полноправные основания, прописанные в ст. 76 Трудового Кодекса РФ.

Одним из видов такого основания служит непрохождение обязательного медицинского обследования. Также работодатель обязан следить за тем, чтобы у медицинского центра была соответствующая лицензия.

Необходимо составлять список рабочих для прохождения медосмотра.

Работодатель обязан предоставить медицинскому центру следующие данные:

  • полный список сотрудников с их фамилиями и должностями;
  • названия рабочих мест, где трудятся рабочие в организации;
  • перечислить все факторы, которые пагубно влияют на состояние здоровья сотрудников.

Основываясь на этих данных, устанавливаются сроки прохождения обследований. Работодатель обязан оплачивать все медицинские осмотры самостоятельно.

Еще о том, когда работодатель обязан отстранить работника от работы, можно прочитать здесь.

В Трудовом Кодексе РФ, а именно в ст. 266 и ст. 348-3 прописано о том, кто должен проходить предварительные и обязательные медосмотры.

К обязательному осмотру относятся следующая категория работников:

  • трудящиеся в сфере пищевой и легкой промышленности;
  • дошкольные и школьные образовательные организации;
  • работники на общественном питании и др.

Кстати, про ситуации, в которых требуется приказ об отстранении от работы в связи с алкогольным опьянением, рассказано в другой статье.

Сколько времени положено по ТК РФ для прохождения медобследования?

Определенного срока прохождения медицинского осмотра в законодательстве не установлено. Сроки зависят от договоренности с медицинским центром. Договор считается обязательным для проходящего осмотр. Превышение сроков будет рассчитываться нарушением закона, согласно ст. 192 и ст. 193 ТК РФ.

Скачать ТК РФ

В связи с непрохождением медосмотра, работник может быть не допущен к исполнению своих обязанностей. Поэтому, работодателю следует придерживаться следующего порядка.

Порядок отстранения:

  • Оформление полученного документа, который подтверждает отсутствие прохождения сотрудником медосмотра.
  • Издание соответствующего приказа об отстранении от работы.
  • Регистрация приказа.
  • Ознакомление сотрудника с приказом.
  • Оплата осмотра как время простоя.
  • Оформление срока в табеле учета времени.
  • Издание приказа о допуске, после устранения нарушения.
  • Регистрация соответствующего приказа о допуске.
  • Ознакомление с данным приказом сотрудника.

Таким образом, для того, чтобы выполнить условия ТК РФ и отстранить сотрудника на основании закона, необходимо следовать всем вышеупомянутым пунктам. Так как сотрудник может подать жалобу на работодателя, если его права были нарушены.

Скачать приказ об отстранении

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник:

Как оформить приказ об отстранении от работы за непрохождение медосмотра?

Прохождение обязательного медицинского осмотра — это одна из обязанностей работников. Работодатели должны быть уверены в полной трудоспособности человека, который работает на него. Поэтому в списке документов, которые необходимо представить в отдел кадров, включена и справка с медицинского учреждения о прохождении медосмотра.

Данное установленное правило позволяет минимизировать вероятность несчастного случая, а в некоторых ситуациях — заражения других сотрудников.

Основания для отстранения сотрудника от работы

При определенных основаниях у работодателей появляется право оформить отстранение от работы работников.

Первая возможная причина — в связи с появлением сотрудника на его рабочем месте в опьяненном состоянии, а также под наркотическими веществами. В принятом порядке все сотрудники должны пройти проверку на предмет знаний в сфере охраны труда. Поэтому в связи с незнанием этих норм у руководителя есть право и даже обязанности не допускать человека к рабочему месту.

Следующее основание — непрохождение медосмотра в установленном порядке. Если медосмотр будет пройден, но доктора найдут определенные противопоказания, то человека тоже временно отстранят от его обязанностей.

Среди менее встречаемых оснований стоит упомянуть — приостановление прав на два месяца или меньше. Например, если человека лишили водительских прав, а он непосредственно является водителем компании, то на предприятии будет издан приказ о недопущении гражданина к работе.

Порядок отстранения от работы за непрохождение медосмотра

Чтобы оформить отстранение официально, работодателю нужно соблюдать установленный порядок. Для оформления непрохождения медицинского осмотра следует получить соответствующий документ, который послужит основной причиной для издания приказа с решением об отстранении за непрохождение обязательного медосмотра.

К таковым относятся следующие документы:

  • Письменные отказ;
  • Листок нетрудоспособности;
  • Документ из медучреждения о непрохождении;
  • Акт о факте уклонении;
  • Записка объяснительного содержания о непрохождении.

Следующий шаг принятого порядка — составление приказа. Далее следует действовать в соответствии с определенными факторами, отталкиваясь от ситуации.

Иногда в приказе записывается решение о приостановлении выплат для сотрудника, иногда, наоборот, заработок сохраняют на период временного отстранения. Если непрохождение — это вина работника, то возможным является дисциплинарное взыскание.

Когда причины будут устранены, нужно будет оформлять приказ о том, чтобы допустить сотрудника к работе.

В статье 76-й ТК РФ понятие отстранения определено как недопущение к исполнению обязанностей сотрудника в связи с тем, что тот не выполняет основные трудовые функции. Например, сотрудник допустил непрохождение медосмотра. Форма приказа об отстранении работника от работы является свободной, ведь обязательные формы были отменены.

Оформляют данные приказы о недопущении на фирменном бланке предприятия от имени генерального директора другого руководящего лица.

Трудовой Кодекс РФ — статья 76

Приказ об отстранении от работы за непрохождение медосмотра — образец

Если человек не прошел в нужном порядке медицинский осмотр, то чтобы отстранить его от выполняемых ежедневно функций, руководителю следует оформить приказ.

Итак, сверху в форму вписывается наименование компании и распоряжения. Ставится номер документа, дата его написания и зачастую — город. Далее работодатель ссылается на 76-ю статью ТК РФ и пишет слово “Приказываю”, после чего идет список распоряжений.

В первую очередь начальник распоряжается отстранить работника от выполнения обязанностей в связи с непрохождением обязательного медосмотра. Вторым пунктом руководитель может обязать сотрудника все-таки пройти медицинское обследование.

Указывается, на кого именно возлагаются обязанности по исполнению распоряжения. Также вписывается решение в отношении выплаты заработной платы. Например — не начислять зарплату в период вынужденного отсутствия на рабочем месте.

В конце обязательно ставится подпись директора, иногда — еще и представителя кадровой службы.

Приказ об отстранении от работы за непрохождение медосмотра

Обжалование приказа об отстранении от работы

В действующем трудовом законодательстве допускается возможность обжалования данного решения, принятого официально работодателя.

На основании этой причины чаще всего обращаются в трудовую инспекцию, а иногда дело доходит даже до суда.

Если в органах примут сторону работника при обжаловании, то работодателя обяжут выплатить всю зарплату на время отсутствия. В России установлен трехмесячный срок для обжалования.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных): (3

Источник:

Отстранение от работы в связи с непрохождением медосмотра, образец приказа

Работодатель не имеет права допускать к работе сотрудника, не прошедшего обязательный медосмотр. В противном случае к работодателю может быть применено административное, а в некоторых случаях – уголовное наказание. В статье — как правильно отстранить работника от выполнения должностных обязанностей и образец приказа об отстранении от работы по медицинским показаниям.

Что делать, если работник не прошел периодический медосмотр

Если работник уклоняется от прохождения медосмотра, работодатель может привлечь его к дисциплинарной ответственности по 76 статье Трудового кодекса РФ. Сотрудник должен быть отстранен до тех пор, пока на руках у работодателя не будет заключения о его пригодности к труду по состоянию здоровья. Кроме того, его можно уволить по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

В сложившейся ситуации с сотрудником можно прекратить трудовые отношения если:

  • Это не первое трудовое правонарушение в этом году (ч. 1 ст. 194 ТК РФ). К трудовым правонарушениям относятся и нарушение правил ОТ, дисциплины труда, неисполнение распоряжений, нарушение правил внутреннего трудового распорядка и т.д., зафиксированные документально.
  • Причина непрохождения медосмотра не является уважительной. При этом сотрудник уклоняется от дачи объяснений своего поступка. Комиссия в составе не менее 3 человек должна запросить у него объяснения, а при отказе – сразу же составить акт.
  • Работодатель привлекает сотрудника к дисциплинарной ответственности в этом году.

При выполнении этих трех условий работодатель вправе расторгнуть трудовой договор по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ – за неоднократное (систематическое) неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей.

Конкретный порядок документального оформления законодательством не установлен. На практике работодатели поступают следующим образом. При обнаружении оснований, достаточных для отстранения, необходимо этот факт зафиксировать документально.

Таким документом может являться:

  • объяснительная записка работника о непрохождении медицинского осмотра;
  • письменный отказ сотрудника от прохождения;
  • листок нетрудоспособности, выданный в период проведения медосмотра;
  • документально оформленная информация из медицинского учреждения о неявке работника;
  • акт об уклонении работника от прохождения, составленный работодателем;
  • докладная записка непосредственного руководителя.

Приказ об отстранении от работы за непрохождение медосмотра (образец)

Далее на основании подтверждающих документов издается приказ об отстранении от работы. Унифицированного бланка такого приказа не предусмотрено, поэтому он составляется в произвольной форме.

Основанием для составления приказа служит документ, подтверждающий факт отказа работника от прохождения. Это может быть, например, запись в журнале учета выдачи направлений на медицинский осмотр.

В приказе необходимо указать причины и срок отстранения. Как правило, применяют формулировку «до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы».

В то же время, если на момент составления этого документа есть возможность достоверно определить срок, то можно указать конкретную дату.

Работодатель отстраняет работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для этого.

Источник: https://taradmin.ru/prochee/otstranenie-ot-raboty-v-svyazi-s-neprohozhdeniem-medosmotra.html

Отстранение от работы в связи с непрохождением медосмотра – Администрация Благодарненского городского округа Ставропольского края

Непрохождение обязательного медицинского осмотра

Работодатель имеет обязанность по организации медосмотров для ряда категорий трудящихся (части 2 статьи 212 ТК РФ). Сотрудники обязаны проходить эти осмотры, если они входят в соответствующий перечень. Основанием является статья 214 ТК РФ. К примеру, обязательные осмотры должны проходить водители. От итогов их освидетельствования зависит безопасность пассажиров.

Что делать, если сотрудник отказывается от осмотра

Перечень работников, которые должны проходить обязательный осмотр, регламентируется статьей 213 ТК РФ. Если сотрудник, имеющий соответствующие обязательства, отказывается от прохождения процедуры, он отстраняется от работы на основании статьи 76 ТК РФ.

Отстранение – это не увольнение. Это прекращение деятельности сотрудника до момента прохождения осмотра. Предполагает документальное оформление.

Обязанность работодателя по организации медобследования сотрудников

При этом данное правило распространяется на предварительные, периодические и внеочередные медосмотры. На время прохождения сотрудниками медобследования за ними происходит сохранение их рабочего места, и осуществляется выплата среднего заработка.

Предварительный осмотр проводится в отношении только поступающих на работу лиц, периодический надо осуществлять в случаях определенных нормами законодательства и проведенной СОУТ.

Внеочередные проводятся либо по инициативе администрации, либо самого работника, если видно, что по состоянию здоровья он не справляется со своими трудовыми обязанностями. Показания к проведению медосмотра также закрепляются на законодательном уровне.

Внимание! Нормы трудового права устанавливают обязанность работника в установленных случаях проходить медобследования. Если работодатель проигнорирует данную обязанность, в отношении его могут применяться меры административной ответственности.

Какие работники обязаны пройти медицинское обследование по закону?

В Трудовом Кодексе РФ, а именно в ст. 266 и ст. 348-3 прописано о том, кто должен проходить предварительные и обязательные медосмотры.

К обязательному осмотру относятся следующая категория работников:

  • трудящиеся в сфере пищевой и легкой промышленности;
  • дошкольные и школьные образовательные организации;
  • работники на общественном питании и др.

Кстати, про ситуации, в которых требуется приказ об отстранении от работы в связи с алкогольным опьянением, рассказано в другой статье.

Виды медосмотров

Самая основная причина появления такого требования — это своевременность выявления начала развития профессиональных заболеваний (для ряда специальностей этот момент очень важен).

Кроме того, нанимателю нужно знать, насколько позволяет состояние здоровья человека выполнять те или иные обязанности: не имеет ли гражданин психических отклонений, противопоказаний к выполнению определенной деятельности и подобное.

В зависимости от этого различают несколько видов обследований:

  • Профилактическое — нужно для того, чтобы выявить на ранних стадиях начало развития патологических заболеваний и в случае возникновения такой необходимости вовремя купировать отклонение.
  • Предварительное — проводится при трудоустройстве соискателя, поступлении на учебу (вуз, школа).
  • Регулярное — проводится с определенной периодичностью для того, чтобы отслеживать состояние здоровья сотрудников.
  • Предрейсовое (или предсменное) — проводится перед тем, как человек должен будет приступить к работе. Этот вид осмотра наиболее востребован в организациях, которые предоставляют услуги по перевозкам (пассажиров и грузов), строительству и прочим. Делается это для того, чтобы не допустить к работе сотрудников с плохим самочувствием — например, с пониженным или повышенным давлением, головокружением, так как эти симптомы снизят скорость реакции, что может привести к негативным последствиям не только для самого работника, но и для окружающих. Здесь же выявляют и тех людей, которые решат появиться на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения.
  • Послесменное (послерейсовое) — проводятся в конце рабочего дня (смены, вахты). Необходимы для того, чтобы контролировать воздействие на организм вредных факторов, если такие имеются.
  • Другие виды осмотров, предусмотренные законодательством.

Отказаться от проведения этих обследований, если они указаны в трудовом соглашении, сотрудник не имеет возможности: это будет считаться дисциплинарным нарушением, за которым может последовать увольнение (непрохождение медосмотра считается несоблюдением рабочего договора).

Ответственность в случае нарушения предписания

Обязательства по соблюдению этого требования лежат как на нанимателе, так и на сотруднике.

В случае нарушения первым грозит штраф, а вторым — дисциплинарное замечание, при котором должен соблюдаться весь регламент, указанный статьей 193 Трудового кодекса РФ.

Если после первого наказания работник так и не прошел медкомиссию, то его могут уволить с работы (основание — статья 81, пункт 5, часть 1 ТК РФ). То есть такая мера для него будет только вопросом времени.

Санкции, применяемые к нанимателю

В обязанность руководителя фирмы входит недопущение к выполнению должностных обязанностей тех лиц, что не прошли медицинское обследование. Основание — статья 212, пункт 12 ТК РФ. Если человек только трудоустраивается в компанию, то работодатель не имеет возможности принять этого сотрудника в штат. То есть в вакансии соискателю будет отказано.

Если сотрудник, не прошедший обследования, уже в штате — работодатель обязан отстранить его от выполнения профессиональных обязанностей (статья 76 Трудового кодекса России). То же самое нужно предпринять в том случае, когда у соискателя (работника) есть врачебные противопоказания к работе.

В случае несоблюдения этого правила нанимателя могут привлечь к административному наказанию в виде штрафа. Основание — часть 3, статьи 5.27.1 КоАП России. Размер взыскания будет составлять:

  • Для частных предпринимателей — 15−25 тыс. рублей. При повторном нарушении сумма многократно увеличится и станет равной 30−40 тыс. рублей (часть 5 статья 5.27.1 КоАП РФ).
  • С должностных лиц могут взыскать 15−20 тыс. рублей или 30−40 тыс. рублей, если предписание было нарушено во второй раз.
  • Для организаций сумма штрафа составит от 110−130 тыс. рублей до 200 тыс. рублей (повторный штраф).

В качестве альтернативы может быть назначено наказание в виде дисквалификации на срок 1−3 года (должностным лицам) или приостановки деятельности на 3 месяца (частным предпринимателям и организациям).

Кроме того, за несоблюдение правил охраны труда к руководству фирмы может быть применена и уголовная ответственность по статье 143 УК РФ. Тогда наказание будет таким:

  • Штраф от 5 до 400 тыс. рублей — взыскивается денежными средствами или исчисляется как доход осужденного за период от 2 до 18 месяцев.
  • Принудительные работы разной длительности.
  • Лишение свободы.
  • Другие меры, установленные законом.

Поэтому наниматель будет строго следить за тем, чтобы весь персонал компании выполнял требование об обязательном прохождении медосмотра.

Отстранение сотрудника от работы

В том случае, если подчиненный отказывается пройти обязательный медосмотр, наниматель имеет полное право отстранить этого человека от работы. В период отстранения зарплата работнику начисляться не будет.

Основание — статья 76, часть 3 ТК России. Чтобы такая мера воздействия на нарушителя была законной, наниматель должен иметь факты, подтверждающие это обстоятельство.

Что будет приниматься во внимание:

  • Объяснительная записка, в которой будет зафиксировано, что медкомиссия пройдена не была.
  • Отказ от медосмотра, написанный лично сотрудником.
  • Больничный лист, охватывающий даты, отведенные для прохождения осмотра.
  • Сведения, полученные из медучреждения, подтверждающие неявку человека на медосмотр.
  • Акт об отказе проходить врачебное обследование (пишется нанимателем).

После того как будут представлены эти документы (один из них), работодатель издает приказ об отстранении сотрудника от выполнения работы. В приказе указывается следующее:

  • Ф.И.О. подчиненного, его должность.
  • Причина, послужившая основанием для составления приказа с указанием ссылок на законодательство (статья 76, часть 1 ТК России).
  • Период, на который будет распространяться действие документа. В некоторых организациях, где руководство более лояльное, срок отстранения может быть указан не конкретной датой, а событием (прохождением осмотра).
  • Обстоятельства (если такие есть), которые станут подтверждением отсутствия вины специалиста в том, что профосмотр не был сделан вовремя.
  • Условия оплаты труда на период отстранения (в том случае, если несоблюдение предписания было не по вине сотрудника).
  • Список документов, подтверждающих факт нарушения работником требования по охране труда.
  • Подписи сторон: нанимателя и сотрудника.

Если и после этого работник проигнорирует претензии руководства, то наниматель может назначить ему выговор.

Увольнение подчиненного

В том случае, если руководитель все-таки решил назначить сотруднику дисциплинарное наказание за то, что тот вовремя не прошел медкомиссию на работе, увольнение может стать реальностью. Особенно это касается тех специалистов, которые уже «отличались» в плане нарушения трудовой дисциплины:

  • Работник в течение года уже привлекался к дисциплинарной ответственности (статья 194, часть 1 ТК России).
  • Причина, из-за которой служащий не сделал профосмотр вовремя, не была уважительной.

В случае наличия всех этих элементов наниматель имеет право аннулировать соглашение о трудоустройстве с подчиненным по статье 81, части 1, пункту 5 Трудового кодекса РФ. Причиной, которая будет указана в приказе об увольнении, станет неоднократное неисполнение служащим своих профессиональных функций без уважительных на то причин.

Какие выплаты будет получать отстраненный сотрудник

Период недопущения к работе не предполагает никаких выплат. Но есть некоторые исключения, оговоренные частью ТК РФ. К примеру, если вины сотрудника в произошедшем нет, период отстранения может считаться простоем. Оплата его регламентируется статьей 157 ТК РФ. Рассмотрим размеры выплат в периоды простоя:

  • Не меньше 2/3 от средней зарплаты, если присутствует вина работодателя.
  • Не меньше 2/3 от оклада, если медосмотр не пройдет по обстоятельствам, не зависящим от работодателя.

Что понимается под отсутствием вины? Это болезнь работника, подтвержденная листом нетрудоспособности, невозможность работодателя организовать медосмотр.

Составление приказа

Скачать бланк приказа об отстранении сотрудника от работы бесплатно в формате word

Издание приказа об отстранении основывается на подтверждающих документах. Какого-то единого бланка данного приказа не существует. Так что его составляют в произвольной форме.

Основанием служит документ, подтверждающий, что сотрудник отказался проходить медкомиссию. В качестве оного может послужить запись в журнале учета выдачи направлений на осмотр.

В приказе указываются причины отстранения, и на какой срок. Обычно используют следующую формулировку – «до устранения причин, являющихся основанием для отстранения от обязанностей».

Если имеется возможность определить срок устранения причины, то в приказе можно указать срок отстранения.

Источник: https://abmrsk.ru/dolgi-i-kredity/otstranenie-ot-raboty-v-svyazi-s-neprohozhdeniem-medosmotra.html

Решение Верховного Суда РФ от 21 января 2020 г. N АКПИ19-942 Суд отказал в признании недействующим пункта 33 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжёлых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (приложение N 3), утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н

Непрохождение обязательного медицинского осмотра

Верховный Суд Российской Федерации в составе

судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.

при секретаре Гудковой Е.Ю.

с участием прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Союза организаций, осуществляющих санитарно-эпидемиологические (профилактические) мероприятия, “За профилактическую медицину” о признании недействующим пункта 33 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжёлых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (приложение N 3), утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н, и возложении обязанности на Министерство здравоохранения Российской Федерации разработать и внести в Правительство Российской Федерации проект федерального закона о внесении изменений в пункт 5 статьи 34 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”,

установил:

приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г.

N 302н (далее также – Приказ N 302н) утверждены перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (приложение N 2), Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжёлых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (приложение N 3) (далее – Порядок).

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 октября 2011 г., регистрационный номер 22111, опубликован в “Российской газете” 28 октября 2011 г. N 243 и 4 апреля 2012 г., N 73, и размещён на официальном сайте Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/salary/37).

Пунктом 33 Порядка предусмотрено, что данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учёту медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Названный пункт действует в редакции приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 декабря 2019 г.

N 1032н, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее также – Минюст России) 24 декабря 2019 г.

, регистрационный номер 56976, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования на “Официальном интернет-портале правовой информации” (http://www.pravo.gov.ru) 27 декабря 2019 г.

Союз организаций, осуществляющих санитарно-эпидемиологические (профилактические) мероприятия, “За профилактическую медицину” (далее также – административный истец, Союз организаций “За профилактическую медицину”) обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующим пункта 33 Порядка в той части, в которой предусмотрено, что данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки и учёту медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт ограничивает деятельность медицинских организаций негосударственной системы здравоохранения и противоречит пункту 11 статьи 2 и части 2 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, положениям статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции”. Ссылаясь на положения статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ввиду недостаточности правового регулирования административный истец просит возложить обязанность на Министерство здравоохранения Российской Федерации разработать и внести в Правительство Российской Федерации проект федерального закона о внесении изменений в пункт 5 статьи 34 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”.

Как указывает административный истец, оспариваемая норма создаёт ограничения в отношении медицинских организаций негосударственной системы здравоохранения на осуществление деятельности по внесению данных о медицинских осмотрах в личные медицинские книжки, что негативно сказывается на предпринимательской деятельности таких организаций, делает их неконкурентными, а также подвергает наказанию со стороны органов исполнительной власти за не полностью оказанные медицинские услуги.

Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г.

N 636 “О структуре федеральных органов исполнительной власти” Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации преобразовано в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения переданы Министерству здравоохранения Российской Федерации, а в сфере труда, условий и охраны труда – Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации.

В письменных возражениях на административное исковое заявление Министерство здравоохранения Российской Федерации (далее – Минздрав России), Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – Минтруд России) и Министерство юстиции Российской Федерации (далее – Минюст России) просили в его удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что Порядок утверждён уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемые нормативные положения соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.

В судебном заседании представители административного истца Союза организаций “За профилактическую медицину” Шанхаев С.В., Пашкова Н.В. и Баранникова Л.В., уточнив заявленные требования, просили административный иск удовлетворить.

Представители административных ответчиков Минздрава России Шустов А.Б. и Ширяева О.Н., Минтруда России Ерохина Ю.В., Минюста России Каспарова Н.В. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.

Выслушав объяснения представителей административного истца Шанхаева С.В., Пашковой Н.В. и Баранниковой Л.В., возражения представителей Минздрава России Шустова А.Б. и Ширяевой О.Н., Минтруда России Ерохиной Ю.В., Минюста России Каспаровой Н.В.

, проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е.

, полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать,

Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как в социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7); каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (часть 3 статьи 37); каждый имеет право на охрану здоровья (часть 1 статья 41).

В соответствии с абзацем одиннадцатым части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счёт собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.

Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (часть 1 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации).

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 4 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (утратило силу 8 июля 2012 г.

), Министерство являлось федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, наделённым полномочиями по утверждению перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры, и порядка проведения этих осмотров (пункт 1; подпункт 5.2.100.55 пункта 5).

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73576921/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.