Несанкционированное подключение к системе отопления

Верховный суд РФ: О несанкционированном подключении и вмешательстве в работу приборов учета

Несанкционированное подключение к системе отопления

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации

от 20.12.2013 г.

№АКПИ13-1027

Об отказе в признании частично недействующим пункта 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354

в составе:судьи Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А.при секретаре Калугине Н.А.с участием прокурора Степановой Л.E.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тулиновой Л.В.

о признании частично недействующим пункта 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, установил:

пункт 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г.

№ 354 (далее – Правила), предусматривает, что при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее – несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан незамедлительно устранить (демонтировать) такое несанкционированное подключение и произвести доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.

Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения – по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления такого подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения.В случае если несанкционированное подключение потребителя к внутридомовым инженерным системам повлекло возникновение убытков у другого потребителя (потребителей), в том числе в виде увеличения начисленной ему (им) исполнителем и уплаченной им (ими) платы за коммунальную услугу, то такой потребитель (потребители) вправе требовать в установленном гражданским законодательством Российской Федерации порядке возмещения причиненных ему (им) убытков с лица, которое неосновательно обогатилось за счет такого потребителя (потребителей).

При обнаружении исполнителем факта несанкционированного вмешательства в работу индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, расположенного в жилом или нежилом помещении потребителя, повлекшего искажение показаний такого прибора учета, исполнитель обязан прекратить использование показаний такого прибора учета при расчетах за коммунальную услугу и произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу для потребителя исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности имеющегося ресурсопотребляющего оборудования (для водоснабжения и водоотведения – по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, указанной в акте проверки состояния прибора учета, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, до даты устранения такого вмешательства.

Если дату осуществления несанкционированного подключения или вмешательства в работу прибора учета установить невозможно, то доначисление должно быть произведено начиная с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором выявлено несанкционированное подключение или вмешательство в работу прибора учета.Тулинова Л.В. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим указанного нормативного предписания в целом, однако фактически оспаривает его в той мере, в которой при обнаружении организацией, предоставляющей коммунальные услуги, факта несанкционированного вмешательства в работу индивидуального прибора учета, расположенного в домовладении, повлекшего искажение показаний такого прибора учета, эта организация прекращает использование показаний такого прибора учета при расчетах за коммунальную услугу и производит перерасчет размера платы за коммунальную услугу для потребителя исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности имеющегося ресурсопотребляющего оборудования (для водоснабжения и водоотведения – по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, указанной в акте проверки состояния прибора учета, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, до даты устранения такого вмешательства.

Заявитель считает, что указанное нормативное положение имеет неясное содержание. Полагает, что понятие «несанкционированное вмешательство» в нем не определено, позволяет произвольно оценивать условия эксплуатации индивидуального прибора учета и впоследствии осуществлять перерасчет размера платы по правилам, изложенным в этом положении, которые, по его мнению, неправомерно предписывают производить этот расчет исходя из мощности имеющегося ресурсопотребляющего оборудования и его круглосуточной работы. В обоснование нарушения своих прав Тулинова Л.B. ссылалась на составление энергосбытовой компанией акта о неучтенном потреблении электроэнергии, объем которой рассчитан на основании пункта 62 Правил.

Источник: http://izhcommunal.ru/dir/sud_nesankcionirovannoe_podkljuchenie_i_vmeshatelstvo_v_rabotu_priborov_ucheta/21-1-0-979

Самовольная врезка в центральный водопровод: какой штраф и есть ли лазейки?

Несанкционированное подключение к системе отопления

Некоторые люди решаются произвести самовольную врезку в центральный водопровод, а уже после заняться оформлением документов. Делать этого категорически нельзя, ведь нелегальное подключение к водоснабжению влечет административную ответственность. Давайте разберёмся какие штрафы предусмотрены за незаконное использование центрального водоснабжения и можно ли от них улизнуть.

Легальный порядок подключения к водопроводной сети

Законность подключения регламентируется Постановлением № 167 от 12 февраля 1999 года, вынесенным Правительством Российской Федерации.

Согласно этого документа незаконной врезкой считается любое подключение в магистраль водопровода либо в водоотведение своего соседа без заключения потребительского договора и согласования своих действий с обслуживающей организацией (и соседом).

В ответ данная организация составляет Акт о нарушении, где подробно фиксирует происшествие. Подготавливает соответствующие документы, подсчитывается возможный причиненный ущерб.

После чего эта организация обращается в суд для принятия решения согласно действующего законодательства. Соответственно, суд применяет наказание в виде штрафа за незаконную врезку в водопровод.

Для законопослушных граждан предусмотрен следующий порядок:

  • В обслуживающую компанию подается заявление о необходимости подключения к водопроводу;
  • там составляют техническую документацию и план разводки;
  • согласно плану, получив разрешение на присоединение, заказчик своими силами роет траншею, делает разводку;
  • в назначенное время представители компании производят подключение, устанавливают счетчик и опломбируют его;
  • заказчик заключает потребительский договор и оплачивает стоимость данных услуг.

На этом процедура подключения считается окончена и человек спокойно пользуется водопроводом.

Когда подключение считается фактом нарушения

Самовольное несанкционированное подключение к водопроводу считается нарушением.

Для признания данного факта нарушение должно подпадать под один из следующих пунктов:

  • самовольная врезка без предварительного получения разрешения и соответствующей документации в общий водопровод и в частное ответвление;
  • нарушение технических требований, установленных в законных актах;
  • пользование водой без счетчика или его опломбирования;
  • самовольное вмешательство в конструкцию водопровода с целью произвести подключение в обход водомера.

Инспекторами коммунального хозяйства регулярно проводятся рейды по проверке правил использования водопровода и выявления нарушителей. После фиксации правонарушения составляется Акт и направляется в суд.

Согласно действующего законодательства согласно административного кодекса предусмотрен штраф за врезку в общий водопровод. Для физических лиц штрафные санкции предусматривают до 1,5 тысячи рублей, для юридических – до 30 тысяч рублей. Окончательное решение остается за судьей.

Важно понимать, что самовольная врезка может привести к аварии в общей магистрали. От этого пострадают соседи, у виновника испортится репутация не только перед водоканалом, но и перед соседями.

Кроме того, непрофессиональная врезка приведет к понижению напора воды в общей системе и в подключаемом водоотведении, в том числе.

Как избежать ответственности за самостоятельное подключение к водопроводу

Бывают случаи, когда несанкционированная врезка в водопровод уже произведена и владелец по каким-либо причинам о ней узнал случайно.

Что же ему делать с этим? Единственно верным решением будет самостоятельное обращение в обслуживающую компанию с заявлением о выявленном нарушении:

  • Если владелец домовладения не был инициатором данного административного нарушения, вероятно в отношении его будет вынесено предписание на устранение незаконного подключения и от ответственности он будет освобожден.
  • Если человек виновен в нарушении за самовольное подключение к сетям водоснабжения, а потом одумался и решил раскаяться. В таком случае, будут приняты во внимание смягчающие обстоятельства. Дальше все будет зависеть от руководства обслуживающей компании или судьи.

В любом случае наиболее правильным решением будет заключение мирового соглашения с обслуживающей компанией.

Конечно, есть вариант произвести самостоятельное отключение, демонтировать трубу и дальше подключать водоотведение в законном порядке. В таком случае человек рискует быть замеченным во время проведения этих действий инспекторами водоканала. При фиксации ими данного правонарушения будет сложно доказать свою невиновность.

Суммы штрафов при незаконном использовании водопровода

Суммы возможных штрафов на данное правонарушение установлены в постановлении правительства Российской Федерации №776 от 4 сентября 2013 года.

Если дело доходит до суда, тогда решение сможет принять только судья. Согласно законодательству за незаконную врезку в водопровод предусматривает штраф для:

  • физических лиц до 1,5 тысячи рублей;
  • должностных лиц до 3 тысяч рублей;
  • юридических лиц до 30 тысяч рублей;
  • помимо этого правонарушитель может заплатить судебные издержки;
  • возместить причиненный ущерб, насчитываемый из расчета периода несанкционированного отбора воды (не более 3 лет), который умножается на скорость утечки 1,2 м/с. В результате, насчитывается сумма возможного ущерба значительно больше реально затраченной в законном порядке.

Следует понимать, что все зависит от решения судьи. Только он может признать человека виновным и назначить наказание в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, судья имеет право назначить наказание меньше нижнего предела прописанного в санкциях соответствующих статей.

Вывод по врезке в водопровод

Как видим, самовольное подключение к сетям водоснабжения обязательно приведет к административной ответственности и штрафу. В результате, сэкономить не получится.

Правильным решением будет обратиться в водоканал, узаконить врезку и спокойно пользоваться водоснабжением.

Лучше не испытывать судьбу, избежать судебного разбирательства и наслаждаться комфортной жизнью с законным водопроводом. Будьте законопослушными!

Источник: https://vodatyt.ru/vodoprovod-dlya-chastnogo-doma/nelegalnoe-podklyuchenie.html

Вам была полезна эта статья? Ставьте палец вверх!Подписывайтесь 

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vodatyt/samovolnaia-vrezka-v-centralnyi-vodoprovod-kakoi-shtraf-i-est-li-lazeiki-5e9bd88788edb84e60bf7ec5

Ответственность за самовольное подключение к сетям теплоснабжения и горячего водоснабжения

Несанкционированное подключение к системе отопления

В соответствии с ч.1 ст.

14 Федерального закона «О теплоснабжении», подключение (технологическое присоединение) потребителей тепловой энергии, услуги горячего водоснабжения, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Указанные положения закона предусматривают необходимость получения ряда разрешительных документов, перед осуществлением подключения сетей, расположенных внутри строения, индивидуального жилого дома, к сетям теплоснабжения (горячего водоснабжения), проходящим вблизи указанного строения. За осуществление действий по подключению к сетям ресурсоснабжающей организацией предусмотрено взимание платы.

Принимая во внимание, что в настоящее время практически все многоквартирные дома оборудованы инженерными коммуникациями для предоставления в квартиры услуги теплоснабжения, горячего водоснабжения, указанное разъяснение, прежде всего, актуально для собственников, пользователей нежилых строений, индивидуальных жилых домов (далее – строения), которые не были ранее подключены к сетям теплоснабжения (горячего водоснабжения).

В том случае, если собственник, пользователь данных строений без получения разрешительной документации, без внесения соответствующей платы за подключение, решает самовольно подключиться к сетям теплоснабжения, горячего водоснабжения, то ему необходимо знать о следующих последствиях данных действий.

Ресурсоснабжающая организация в случае выявления факта самовольного подключения к ее сетям и, соответственно, установив факт потребления коммунальных ресурсов, составляет акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, горячего водоснабжения (ч.8 ст.22 Федерального закона «О теплоснабжении»).

Расчет объема бездоговорного потребления тепловой энергии и их стоимости осуществляется ресурсоснабжающей организацией на основании указанного акта. Объем бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя определяется за весь период, истекший с даты предыдущей проверки, в месте осуществления бездоговорного потребления тепловой энергии, но не более чем за три года.

Это означает, что собственнику, пользователю строений, самовольно подключившемуся к сетям, может быть единовременно начислена плата за потребление услуги теплоснабжения на всю площадь строения за три года с применением тарифа, который действует на дату начисления платы.

Размер начисленной платы собственнику, пользователю должен быть выставлен ресурсоснабжающей организацией в письменном виде.

После получения требования о внесении платы, в случае её невнесения в течение 15 дней, ресурсоснабжающая организация вправе прекратить подачу тепловой энергии и взыскать с потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, убытки в полуторакратном размере стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя (ч.10 ст.22 Федерального закона «О теплоснабжении»).

Плата за потребление услуги горячего водоснабжения будет рассчитываться исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения – по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период, начиная с даты осуществления такого подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, до даты устранения ресурсоснабжающей организацией такого несанкционированного подключения. Если дату осуществления несанкционированного подключения установить невозможно, то доначисление должно быть произведено, начиная с даты проведения предыдущей проверки, но не более чем за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором выявлено несанкционированное подключение (п.62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354).

Таким образом, с учетом недешевых тарифов, применяемых для начисления платы за услуги теплоснабжения, горячего водоснабжения, самовольное подключение к сетям ресурсоснабжающей организации может вылиться для правонарушителя «в копеечку» в виде гражданско-правовой ответственности перед ресурсоснабжающей организацией.

Незаконно произведенное подключение к сетям подлежит устранению (отключению). Действия по отключению могут быть произведены сотрудниками ресурсоснабжающей организации в месте подключения к сетям организации.

Помимо гражданско-правовой ответственности, за совершение действий по самовольному подключению к сетям теплоснабжения (горячего водоснабжения) статьей 7.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Совершение указанного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Основанием для привлечения собственника, пользователя строения является тот же акт о выявлении бездоговорного потребления, который составляется ресурсоснабжающей организацией, а также обращение организации в правоохранительные органы о выявлении факта самовольного подключения к сетям.

Разъяснение подготовила старший помощник прокурора Дзержинского района г. Нижнего Тагила Борисова Н.В.

Источник: https://ntagil.org/bezopas/prokuratura.php?ELEMENT_ID=158585

Чем грозит самовольное подключение к отоплению, электросети и ливневке | Новости Краснодара и Юга

Несанкционированное подключение к системе отопления

Некоторые жильцы многоэтажек не хотят платить по счетам и предпочитают перекидывать свои долги на соседей: то есть самовольно подключаются к общедомовым электросетям. Из-за этого расплачиваться за «экономных» жильцов вынуждены все остальные.

Особенно этим грешат должники, которым уже ограничили подачу электроэнергии в квартирах. Что ж сидеть без света, если можно протянуть из своей квартиры провода на лестничную площадку или в другие места общего пользования?

Но все так просто только на словах. Достаточно жалобы соседей или домкома, чтобы на место выехали специалисты управляющей компании, которым нетрудно вычислить махинаторов. И тех ждут внушительные штрафы и не только.

– В каждом многоэтажном доме есть несколько отдельных линий электропередачи: по одной энергия идет в квартиры, по другой освещаются лестничные клетки и подвалы, по третьей ток подается для питания лифтов. А в домах выше 12 этажей есть еще одна линия – для аварийного освещения и работы вытяжки в случае пожара.

Так вот, некоторые собственники подключаются к общедомовой электросети, чтобы снизить показания индивидуального электросчетчика.

Но дома, находящиеся под нашим управлением, построены относительно недавно, индивидуальные электросчетчики установлены на лестничных клетках, поэтому найти нарушителя, который подсоединил квартирный электропровод к общедомовому, не составляет труда.

К тому же плановый осмотр мы проводим два раза в год, также выезжаем по жалобам собственников. Чаще всего на такие махинации идут злостные неплательщики, которым уже ограничили подачу электричества в квартиры, – рассказала главный инженер МУ РЭП №32 Зинаида Савинова.

Дорогая «экономия»

Эту информацию подтверждает и ведущий инженер отдела энергосбережения управляющей компании «ГУК-Краснодар» Артем Хоменко.

– Когда собственник подключается к общедомовым сетям, квартирный счетчик не отражает реальных расходов «экономящего» человека, а общедомовой прибор учета показывает больший расход, чем обычно. Жители дома начинают задаваться вопросом: почему так резко увеличились показания общедомового прибора учета электроэнергии?

На мой взгляд, все это происходит по причине малограмотности самих махинаторов, от незнания. По заявлениям домкомов мы выезжаем на место и составляем акты, передаем их в энергосбытовую организацию, поскольку собственники напрямую рассчитываются с АО «НЭСК», которое, в свою очередь, применяет штрафы.

Чаще всего так поступают собственники тех квартир, в которых уже отключили свет за неуплату, и они переподключаются к электричеству мимо своих счетчиков.

Завышенные суммы могут появляться у жильцов дома и в случаях, когда магазины, киоски и другие торговые точки, расположенные на первых этажах жилых домов, не хотят платить за электричество, но и от благ цивилизации отказываться не собираются.

Так, работники одной парикмахерской, расположенной по улице 1 Мая, подключились к общедомовым сетям близлежащего жилого дома. Собственники квартир, в свою очередь, не могли понять: почему плата за электроэнергию в местах общего пользования увеличилась?

Сотрудникам управляющей компании не пришлось долго искать нарушителя. В результате предпринимателю пришлось выложить более 200 тыс. руб. – средства пошли на оплату электричества пострадавшим собственникам.

– Подобные самовольные подключения к общедомовым сетям представляют реальную угрозу для жизни, – продолжает разговор Артем Хоменко.

– Дело в том, что чужие провода, к которым подключается человек, находятся под напряжением. Как минимум такая безалаберность может грозить сильными ожогами. Самый печальный исход – пожар в доме и смерть его жильцов. 

Кроме того, при самовольных подключениях возможны перепады напряжения и даже короткие замыкания, которые приводят к выходу из строя оборудования.

А из-за установки на щитках специального оборудования с завышенной мощностью выгорают линии, групповые этажные щитки, растет нагрузка в распределительном устройстве на доме.

В конечном итоге за ремонт этого оборудования также приходится платить всем жильцам, потому что оплата выполнения этих работ идет за счет средств, предусмотренных в графе «текущий ремонт».

Тепло? Горячо!

Сейчас, во время отопительного сезона, некоторые жильцы первых этажей решили обогреть свои квартиры на полную катушку, причем в прямом смысле – за счет своих соседей, подключившись к общедомовым стоякам.

В итоге это приводит к разбалансировке системы теплоснабжения во всем доме, и до проживающих на верхних этажах необходимое количество тепловой энергии просто не доходит.

По словам заместителя начальника жилищного отдела департамента городского хозяйства и ТЭК Натальи Старовойтовой, к ним поступает немало обращений по поводу низкой температуры в квартирах.

Выезды на места выявляют нарушителей. Последние должны переподключиться к стоякам, находящимся в их квартирах, и за свой счет привести общедомовую систему теплоснабжения в порядок.

[[gallery_1]]

Проблему не сольешь

Самовольными подключениями грешат не только жильцы многоэтажек, но и частных домов. Они подключают хозяйственно-бытовые стоки к сетям ливневой канализации.

Как рассказал «Краснодарским Известиям» заместитель начальника отдела санитарии и экологии департамента городского хозяйства и ТЭК Олег Шаталов, члены межведомственной комиссии по  предотвращению загрязнения реки Кубань неочищенными сточными водами, сбрасываемыми в ливневые коллекторы на территории Краснодара, обследуют сети.

Выявляют тысячи врезок в сети ливневой канализации, и, если они не законны, то нарушителей приглашают на окружные заседания комиссий – «на ковер», им выписываются предписания. Дается время, в течение которого нарушители сами должны устранить самовольную врезку.

Если же предписания игнорируются, то их привлекают к административной ответственности, врезка тампонируется. После такой меры эффект, как правило, не заставляет себя ждать – собственники ликвидируют незаконное подключение фекальной канализации к ливневой.

– Подключение фекальной канализации жилых, административных и иных строений к системе ливневой канализации небезопасно и незаконно. Это приводит к попаданию сточных вод сначала в ливневую сеть, а затем и в реку Кубань, без очистки.

Наша задача – выявить все незаконные врезки, чтобы обезопасить нашу реку Кубань и другие водоемы. Мы призываем горожан самим переподключиться из сетей ливневой канализации в фекальную. Кто-то отреагировал и сейчас не имеет проблем, а кто-то проигнорировал в надежде, что останется незамеченным, и продолжал сбрасывать хозяйственно-бытовые стоки в ливневую канализацию.

Сейчас эти люди должны в первую очередь обижаться на самих себя и оплачивать штрафы. Комиссией ведется постоянный контроль за обнаруженными и затампонированными врезками. В случае повторного нарушения материалы направляются в прокуратуру либо иные надзорные органы для принятия мер, – акцентирует внимание Олег Шаталов

«В городе ведется большая работа по противодействию незаконным врезкам в ливневую канализацию. Только с начала 2018 года специальная межведомственная комиссия обследовала километры сетей, выявила более 260 незаконных врезок, составила свыше 330 протоколов.

Разработан план мероприятий по развитию систем фекального и ливневого водоотведения на территории города. Кроме того, проработаны вопросы строительства очистных сооружений на выпусках ливневых коллекторов в районе завода им.

Седина и разработан поэтапный план-график строительства ливневого коллектора в районе ул. им. Петра Метальникова, с выходом в Балку Осечки. Последний проект активно поддерживают депутаты Законодательного Собрания края». 

Глава Краснодара Евгений Первышов. 

Важно

Самовольное подключение к энергетическим сетям, согласно статье 7.19 Кодекса об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа:  

на граждан – от 1500 до 2000 руб.;

на должностных лиц – от 3000 до 4000 руб.;

на юридических лиц – от 30 тыс. до 40 тыс. руб.

Кроме того, за это предусмотрена ответственность по статье 165 Уголовного кодекса («Причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения»).

Максимальное наказание по этой статье – лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом до 80 тысяч рублей.


Читайте новости там, где удобно: , , , Оk, Яндекс.Дзен.

Источник: https://ki-news.ru/2018/12/11/chem-grozit-samovolnoe-podklyuchenie-k-obshchedomovym-setyam-otoplenie-elektroseti-i-livnevka/

Несанкционированное подключение

Несанкционированное подключение к системе отопления

« Назад

31.01.2014 20:04

“Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение”, 2012, N 11

Несанкционированное подключение

Подключать оборудование к внутридомовым инженерным системам (ВИС), являющимся общим имуществом собственников помещений в МКД, без согласования с управляющим домом (УК, ТСЖ) и соответствующей оплаты коммунальных услуг запрещено. Расскажем о последствиях выявления несанкционированного подключения с учетом положений новых Правил предоставления коммунальных услуг (далее – новые Правила).

——————————–

Утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.

Новые Правила запрещают потребителям несанкционированно подключать оборудование к ВИС или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения в ВИС (пп. “е” п. 35).

Обнаружив несанкционированное подключение внутриквартирного оборудования (ВО) к ВИС, исполнитель обязан незамедлительно устранить его и доначислить плату за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого осуществлено такое подключение (п. 62 новых Правил).

Фактически демонтаж подобного подключения означает ограничение или приостановление предоставления коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя (пп. “в” п. 115 новых Правил).

Таковы основные положения нормативного документа, касающиеся несанкционированного подключения. Рассмотрим их подробнее.

Что такое несанкционированное подключение?

Напомним определения ВИС и ВО (п. 2 новых Правил). Под ВИС понимаются являющиеся общим имуществом собственников помещений в МКД инженерные коммуникации (сети), оборудование, предназначенное для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до ВО.

В свою очередь, ВО – это находящиеся в жилом и нежилом помещении в МКД и не входящие в состав ВИС инженерные сети и оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг.

Таким образом, ВИС – это объект общего имущества, тогда как ВО находится в частной собственности.

Вопросы разграничения ВИС и ВО регламентированы Правилами содержания общего имущества .

В частности, по сетям холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения границей является первое отключающее устройство на ответвлениях от стояков, по сетям водоотведения – первое стыковое соединение на ответвлении от стояков, по сетям электроснабжения – ИПУ электрической энергии, а по сетям отопления – отключающие устройства на ответвлениях от стояков при их наличии .

——————————–

Утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.

Подробнее об этом см. статью И.Н. Калининой “Правила пользования жилыми помещениями” (N 9, 2011).

Исходя из изложенного, определим, в каких случаях подключение рассматривается как несанкционированное. Повторим, что потребителям запрещено подключать ВО, в частности, к ВИС напрямую или в обход счетчиков.

Поскольку ИПУ воды и газа устанавливаются, как правило, сразу после первых отключающих устройств, подключение какого-либо оборудования уже после ИПУ вполне законно.

В свою очередь, если оборудование подключено еще до счетчика, хоть и на участке частных сетей, соответственно, расход ресурса ИПУ не фиксирует, мы имеем дело с несанкционированным подключением.

Если же ИПУ отсутствует и расчеты с потребителем ведутся по нормативам потребления, подключение оборудования также после первых отключающих устройств уже на участке сети, считающемся частной собственностью, не повлечет никаких негативных последствий.

К сведению. На практике встречается такая ситуация: собственники и пользователи нежилых помещений в МКД потребляют коммунальные услуги, но не вносят за них плату ни РСО, ни исполнителю (соответственно, не имеют ИПУ). Чаще всего их ВО подключено к сетям, находящимся в их частной собственности, факт несанкционированного подключения отсутствует.

Имеет место лишь потребление услуг без внесения платы. Происходит это потому, что управляющий домом не располагает информацией о существовании таких потребителей, поскольку последние не сообщили ему об этом, а сам управляющий не осуществлял осмотров и обследований находящегося в его управлении дома, полагаясь на данные, предоставленные предшественниками.

Кстати, нередко в подобных случаях имел место спор о принадлежности подобных помещений (являются ли они частной собственностью либо общей собственностью всех жильцов). Тем не менее фактическое пользование помещением в МКД налицо, как и потребление услуг. Правоотношения сторон не регулируются п. 62 новых Правил о несанкционированном потреблении.

В данной ситуации исполнитель вправе потребовать от потребителя оплаты коммунальных услуг в пределах общего срока исковой давности (три года), естественно, с учетом фактического периода осуществления им деятельности по управлению домом (предоставлению коммунальных услуг).

Плата должна быть рассчитана в общем порядке, в том числе с учетом платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды. По мнению автора, при наличии ОПУ в этой ситуации перерасчету подлежит плата за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, начисленная другим собственникам помещений в МКД.

Основание – ошибочный расчет, заключающийся в излишнем начислении платы в связи с оплатой коммунальных услуг, потребленных собственниками нежилых помещений.

Что касается подключения к ВИС (то есть до первых отключающих устройств на сетях водо- и газоснабжения), оно будет незаконным независимо от наличия или отсутствия ИПУ, который установлен уже на внутриквартирных сетях.

И дело здесь не столько в безучетном потреблении коммунального ресурса, хотя при наличии ИПУ подключение к ВИС осуществляется в обход счетчика. Подключив потребляющее оборудование напрямую к ВИС, потребитель тем самым создал еще одну (параллельную имеющейся) сеть и внес изменения в конструкцию ВИС.

Сделав это без согласования с исполнителем, который несет ответственность за надлежащее состояние ВИС, потребитель поставил под угрозу их безопасную эксплуатацию, в связи с чем такое подключение будет незамедлительно демонтировано при обнаружении. Кстати, из формулировки пп. “в” п.

53 прежних Правил более ясно видно разграничение таких незаконных действий потребителя, как самовольное подключение к ВИС (без упоминания о счетчиках) и подключение к таким сетям в обход ИПУ.

——————————–

Правила предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.

Дополнительно отметим: в новых Правилах подразумевается, что несанкционированное подключение осуществляется именно потребителем, а подключается именно ВО. Под потребителем понимается лицо, пользующееся на законном основании помещением в МКД и потребляющее коммунальные услуги. Определение ВО мы приводили выше.

Выходит, что формально новые Правила не охватывают ситуацию, когда к ВИС подключено энергопотребляющее оборудование лиц, которые не пользуются помещением в МКД (например, операторов связи или владельцев временных торговых и иных объектов, размещенных на придомовой территории).

Между тем данные лица потребляют коммунальные ресурсы, а их оборудование (пусть оно и не отвечает признакам ВО) подключено к ВИС, тем самым внесены изменения в ВИС, что и составляет суть несанкционированного подключения.

Тот факт, что подобное подключение совершено лицом, законно или незаконно получившим доступ к общему имуществу, а не лицом, на законных основаниях пользующимся помещением в доме, по мнению автора, не должен иметь решающего значения для квалификации подключения в качестве несанкционированного.

Порядок доначисления платы

В п. 62 новых Правил подчеркнуто, что при обнаружении несанкционированного подключения исполнитель обязан произвести доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.

Если ВО подключено в обход ИПУ, очевидно, что фактически потребленные коммунальные услуги не были учтены и в связи с этим должны быть оплачены.

Если же в помещении отсутствует ИПУ, а расчет платы ведется по нормативам потребления, может возникнуть вопрос о том, нужно ли доначислять плату, если и при установлении нормативов потребления были учтены объемы коммунальных ресурсов, необходимые для удовлетворения всех потребностей граждан.

Представляется, что в ситуации, когда к ВИС подключено именно ВО в понятии, примененном в новых Правилах, оснований доначислять плату нет (впрочем, вообще нелогично осуществлять подключение к ВИС в отсутствие ИПУ, если можно подключиться непосредственно к ВО, соблюсти закон, тогда у исполнителя не возникнет никаких претензий).

Другое дело, если подключено оборудование, которое не находится в помещении МКД (известны случаи, когда жильцы подключали к ВИС электроснабжение своих гаражей, находящихся рядом с домом), соответственно, доначисление платы в данном случае необходимо.

Как следует из п. 62 новых Правил, при доначислении платы учитывается объем коммунального ресурса, равный произведению мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения – по пропускной способности трубы) и времени его работы.

Считается, что такое оборудование работало круглосуточно начиная с даты осуществления несанкционированного подключения до даты устранения его исполнителем. Заметим, до 01.09.

2012 перерасчет размера платы за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги был правом, а не обязанностью исполнителя и осуществлялся исходя из нормативов потребления с учетом показаний ОПУ при его наличии (п. 34 прежних Правил).

В свою очередь, дату несанкционированного подключения следует указать в акте о его выявлении, который составляется исполнителем коммунальных услуг с привлечением РСО. Как правило, обследования ВИС на предмет самовольных подключений производятся по заявлениям собственников помещений в домах, оснащенных ОПУ.

Также факты несанкционированных подключений нередко выявляются при проведении проверок правильности снятия потребителем показаний ИПУ, состояния этих ИПУ. Назначая комиссию для проведения таких проверок, исполнитель приглашает для участия в ней и представителя РСО.

Кстати, уведомить РСО о сроках проведения проверок правильности снятия показаний ИПУ УК и ТСЖ обязаны в силу пп. “е” п. 18 Правил заключения договоров ресурсоснабжения . При составлении акта можно воспользоваться положениями законодательства об энергоснабжении (см., например, п.

193 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442).

——————————–

Источник: http://paritet-gkh.ru/poleznye-stati/article_post/nesankcionirovannoe-podklyuchenie

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.