Новый закон о банках

Новые законы о должниках по кредитам в 2019-2020 годах

Новый закон о банках

В связи с ростом задолженности населения перед банковскими организациями, стали появляться слухи о внесении на рассмотрение в 2019 году некого закона о кредитах и должниках. На самом деле новых правовых актов в этой сфере не выпускалось: большинство законов действуют с 2015-2016 году.

Единственное изменение — это вступление в силу недавно отредактированной Главы Х в законе «О банкротстве». В соответствии с этим положением, физическое лицо может оформить банкротство, при этом все имущество неплательщика взимается в пользу кредитора. Остаток долга после взыскания амнистируется.

При этом у заемщика не могут забрать единственное жилье, еду, средств на минимальную продуктовую корзину и т.д.

Какие новые законопроекты о должниках приняты к рассмотрению

В связи со стабильно падающим уровнем жизни россиян, возникла аномальная для банковского сектора ситуация. С одной стороны, граждане Российской Федерации ясно понимают, что никакого улучшения условий жизни не предвидится.

С другой стороны, расставаться с прежним, до 2014-го года, хорошим уровнем жизни готовы отнюдь не многие. В результате задолженность россиян перед банками увеличилась многократно: за один только 2018 год россияне задолжали банкам на 20% больше, чем в 2017 году.

И эта тенденция продолжается.

На данный момент граждане РФ должны банкам более 14 трлн рублей. Чтобы вы понимали, какая это сумма, при стоимости однокомнатной квартиры в размере 2 млн. рублей на эти деньги можно купить 7 млн. квартир. Впечатляющая сумма.

Но что действительно важно — россияне не стремятся погашать задолженность. И для того, чтобы эту ситуацию «стабилизировать», Правительство РФ подготовило в 2016-2018 годах новые законы о кредитных должниках — все они действуют и в 2020 году.

Федеральный закон N 230-ФЗ

Закон не регламентирует размер штрафных санкций. Вместо этого он устанавливает порядок контактирования с должником, возможность увеличения неустойки, штрафов и прочего. Самое главное из этого закона можно сформулировать следующим образом:

  • Согласно ст. 4, должник имеет право запретить банку контактировать с ним напрямую. Если этого сделано не было, организация может передавать сообщения по телефону, почтой, электронной почтой и посредством личных встреч, заранее обговоренных;
  • В соответствии со ст. 12, после возникновения просроченных платежей организация имеет право начислять проценты только на непогашенную часть долга; то же касается и штрафов-неустоек. Правило действует, если общий срок кредитования не превышает одного года.

Внимание: этот закон касается только тех займов, что были выданы физическим лицам в частном порядке. Предприниматели, прошедшие процедуру оформления банкротства, освобождаются от несения ответственности согласно настоящему закону.

Федеральный закон N353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»

В этом относительно новом законе о должниках по кредитам, действующим в 2020 году, регламентированы права банковской или микрофинансовой организации при взыскании задолженности. Закон устанавливает, что анонимная деятельность в данном случае недопустима. Банк обязан представиться прежде, чем начнет вести диалог с должником по существу. То же касается и коллекторских агентств.

Кроме того, ни коллекторы, ни сама организация не имеет права оказывать моральное давление, угрозы, не могут они и заставлять должника идти на личную встречу с кредитором. Установлен промежуток времени, в течение которого коллектор или организация имеет право посылать смс или звонить: 8:00 — 22:00 в будние дни, 9:00 — 20:00 в выходные.

Законы, устанавливающие штрафные санкции для должников в 2020 году

Помимо Гражданского Кодекса и Конституции РФ, имеются два отдельных правовых акта, регламентирующих размер штрафов и неустоек при образовании непогашенной вовремя задолженности. Первый закон — «О потребительском кредите».

Во-первых, сотрудники согласно этому акту обязаны подробно информировать заемщика о возможных санкциях еще до выдачи кредита. При образовании первой просрочки они также обязаны подробно объяснить условия штрафования, ссылаясь при этом на договор об обслуживании.

Наказание предусмотрено в виде штрафов.

Штраф может быть установлен в соответствии с договором обслуживания: это может быть процент от просроченной суммы, от общей суммы оставшейся задолженности, штраф может быть фиксированным (чаще всего применяется в отношении держателей кредитных карт).

Условие одно — в соответствии со ст. 333 ГК РФ, общий размер неустойки не может превысить размер реальных убытков кредитора в следствие нарушений обязательств со стороны кредитора.

Как правило, это означает, что заемщик не должен платить штрафов в размере больше 100% от суммы основной задолженности.

Второй правовой акт — «Закон о несостоятельности (банкротстве) физических лиц».

В 2019 году вступает в силу утвержденная к редакции глава Х настоящего закона, в которой рассматривается процедура банкротства физических лиц.

В данном случае установлено, что с должника может быть списано все имеющееся свободное имущество в пользу кредитора. Если это не покрывает сумму задолженности полностью, оставшаяся часть долга должна быть амнистирована.

При этом у банкрота не могут быть взысканы ни при каких условиях:

  • Единственное жилье в собственности, если оно не было оформлено в качестве залога кредитору;
  • Личная одежда, ордена, грамоты и т.д.;
  • Инвалидные коляски;
  • Домашние животные;
  • Съестные припасы, а также финансовые инструменты или сбережения, не превышающие сумму минимальной потребительской корзины.

Резюмируя, начисление пеня и штрафов в целом достаточно хорошо регламентировано: права как должников, так и кредиторов более-менее защищены. Однако, нужно понимать, что даже вышеперечисленные Законы и ст.

333 ГК РФ не дает полного освобождения от уплаты штрафов, а также от погашения задолженности. Строго говоря, от этого не спасет даже смерть, т.к. долг переходит по наследству.

Поэтому в любом случае перед получением кредита, особенно в МФО, следует трижды подумать.

Заключение

В целом 2018 год не принес изменений в плане законодательного регулирования отношений кредитора и должника, за исключением Главы Х закона о банкротстве. Основные правовые акты, устанавливающие размер штрафных санкций, правила взыскания долга и т.д., действуют с 2015-2016 годов.

Согласно их положениям, пеня не может превысить больше 100% от основной суммы задолженности, и у обанкротившихся физических лиц не могут взыскать минимальные необходимые для жизни активы (единственное жилье, деньги на еду и т.д).

Однако, в 2020 году могут быть приняты к рассмотрению новые законопроекты, и не факт, что они будут защищать интересы в первую очередь должников. Поэтому еще до получения кредита нужно тщательно обдумывать, имеются ли реальные возможности к его выплате.

Источник: https://vKreditBe.ru/novyj-zakony-o-kreditah-dlya-dolzhnikov/

106-ФЗ

Новый закон о банках

26.05.2020

Исходя из регулирования части 14 статьи 6 Закона № 106-ФЗ сумма процентов, неустойки (штрафов, пени), образовавшаяся на дату предоставления льготного периода, фиксируется на день установления льготного периода и не увеличивается как в течение льготного периода, так и после его окончания.

При этом отмечаем, что Закон № 106-ФЗ устанавливает особенности погашения для отдельных видов кредита (займа).

Потребительские кредиты (займы)

По окончании льготного периода кредитный договор (договор займа) продолжает действовать на условиях, действовавших до предоставления льготного периода. При этом срок возврата кредита (займа) продлевается на срок не менее срока действия льготного периода (часть 19 статьи 6 Закона № 106-ФЗ).

Соответственно, по окончании льготного периода платежи уплачиваются заемщиком в соответствии с первоначальным графиком платежей, т.е.

первый платеж заемщика по окончании льготного периода будет равен первому платежу, который заемщик бы уплатил как первый платеж (сумма процентных платежей и основного долга) в течение льготного периода в соответствии с первоначальным графиком платежей, если бы льготный период не был установлен.

Далее, после погашения обязательств заемщика по кредитному договору (договору займа), согласно первоначальному графику заемщиком уплачивается сумма процентов, начисленных на основной долг в течение льготного периода в соответствии с частью 18 статьи 6 Закона № 106-ФЗ, а также сумма процентов, неустойки (штрафа, пени), зафиксированная в соответствии с частью 14 статьи 6 Закона № 106-ФЗ.

При этом согласно части 20 статьи 6 Закона № 106-ФЗ проценты, а также суммы, зафиксированные по части 14 статьи 6 Закона № 106-ФЗ, уплачиваются в количестве и с периодичностью (в сроки), которые аналогичны установленным в соответствии с условиями кредитного договора (договора займа) до установления льготного периода. В этом случае кредитор обязан направить заемщику уточненный график платежей по кредитному договору (договору займа) не позднее пяти дней после дня окончания льготного периода.

Следует отметить, что в отношении размера платежа указанная статья не содержит соответствующих положений.

Представляется, что в данном случае размер периодического платежа будет состоять из сумм, зафиксированных в соответствии с частями 14 и 18 статьи 6 Закона № 106-ФЗ, деленных на количество платежей в течение льготного периода, уплачиваемых с периодичностью, которая была бы установлена в первоначальном графике платежей за период времени, приходящийся на время льготного периода.

Кредиты (займы), обеспеченные ипотекой

В отношении договоров кредита (займа), обеспеченного ипотекой, отмечаем, что в соответствии с частью 22 статьи 6 Закона № 106-ФЗ по окончании льготного периода платежи уплачиваются заемщиком в соответствии с графиком платежей, действовавшим до предоставления льготного периода (в размере, количестве и с периодичностью).

Учитывая, что количество и периодичность платежей заемщика по окончании льготного периода сохраняются, в случае досрочного погашения заемщиком в течение льготного периода своих обязательств (их части) по основному долгу в соответствии с требованиями части 16 статьи 6 Закона № 106-ФЗ размер периодического платежа уменьшается.

В случае отсутствия досрочного погашения размер платежа после окончания льготного периода остается неизменным.

Платежи, которые должны были быть уплачены заемщиком в течение льготного периода, исходя из действовавших до предоставления льготного периода условий кредитного договора (договора займа), но не были уплачены заемщиком в связи с предоставлением ему льготного периода, уплачиваются после погашения обязательств в соответствии с графиком, действовавшим до установления льготного периода.

В то же время срок возврата кредита (займа) увеличивается на срок льготного периода в связи с необходимостью внесения заемщиком платежей, не уплаченных им в течение действия льготного периода.

После уплаты платежей, которые должны были быть уплачены заемщиком в течение льготного периода исходя из действовавших до предоставления льготного периода условий кредитного договора (договора займа), но не были уплачены заемщиком в связи с предоставлением ему льготного периода, заемщиком уплачивается сумма процентов, неустойки (штрафа, пени), зафиксированная в соответствии с частью 14 статьи 6 Закона № 106-ФЗ на день установления льготного периода. При этом Закон № 106-ФЗ не содержит специальных положений в отношении срока, в течение которого заемщиком должны быть уплачены такие платежи, в связи с чем полагаем, что сторонами может быть достигнуто соглашение по указанному вопросу при учете положений Закона № 106-ФЗ. Следует отметить также, что Закон № 106-ФЗ не устанавливает правил распределения (одним платежом или периодическими платежами) указанных платежей.

Кредиты (займы) с лимитом кредитования

Согласно пункту 26 статьи 6 Закона № 106-ФЗ по окончании льготного периода договор потребительского кредита (займа), предусматривающий предоставление потребительского кредита (займа) с лимитом кредитования, продолжает действовать на первоначальных условиях, установленных до начала льготного периода. При этом доступная сумма потребительского кредита (займа) с лимитом кредитования уменьшается на размер обязательства заемщика, зафиксированный в соответствии с частью 25 статьи 6 Закона № 106-ФЗ.

По окончании льготного периода в соответствии с требованиями частей 25 и 27 статьи 6 Закона № 106-ФЗ сумма процентов, начисленных в течение действия льготного периода, а также сумма процентов, неустойки (штрафа, пени), не уплаченная до установления льготного периода, фиксируется в качестве обязательства заемщика. Указанное обязательство заемщика погашается им в течение 720 дней после дня окончания льготного периода равными платежами каждые 30 дней.

Источник: https://cbr.ru/na/106-fz/

Принят закон о налоге для вкладчиков и держателей облигаций. Что это значит?

Новый закон о банках

Законодатели во вторник приняли поправки об НДФЛ на проценты по вкладам и облигациям. Все оказалось не так страшно, как опасалась общественность. Объясняем, кому, как и когда нужно будет платить налог.

Владимир Путин 25 марта в ходе обращения к гражданам в связи с ситуацией с коронавирусом анонсировал налог на процентный доход по вкладам и облигациям.

Это стало неожиданностью для большинства участников рынка и вызвало некоторую сумятицу в рядах самих вкладчиков.

За пару дней появилось несколько трактовок слов президента, а из-за того, что люди не поняли суть нововведений, банки столкнулись с ростом числа заявок о закрытии вкладов.

Сам текст изменений был опубликован в базе Госдумы вечером 30 марта в виде поправок к другому законопроекту. Сегодня его приняла Госдума и одобрил Совет Федерации. Новый налог для вкладчиков оказался не таким жестким, как могло показаться со слов президента.

В каком случае нужно будет заплатить налог?

Итак, налог нужно будет заплатить с суммы процентов по всем вкладам и остаткам на счетах в российских банках, но только с той ее части, которая превышает доход в размере ставки ЦБ с 1 млн рублей.

При этом учитывается ставка Центробанка на начало налогового периода. То есть если бы закон уже вступил в силу, то заплатить 13% налога нужно было с суммы полученных процентов, превышающей 62,5 тыс.

рублей (это доход с суммы вклада в 1 млн рублей по ставке 6,25% — ключевой ставке, действовавшей на 1 января 2020 года).

Допустим, у вас открыт вклад на 1,4 млн рублей по ставке 6% годовых. Ваш процентный доход в этом году составит 84 тыс. рублей. Если бы закон уже действовал, то в следующем году вам пришлось бы заплатить 13% от разницы между 84 тыс. и 62,5 тыс. рублей. То есть 2 795 рублей.

Документ не делает исключений для каких-либо категорий вкладчиков.

Однако в налогооблагаемой базе не будут учитывать доходы в виде процентов, полученных по вкладам и счетам, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1% годовых.

Таким образом, под налог не подпадают большинство вкладов до востребования и текущих счетов. Если доход по вкладу выплачивается в валюте, для расчета налога он будет пересчитываться в рубли по официальному курсу ЦБ на дату его получения.

Сейчас процентный доход подлежит налогообложению, если ставка по вкладу в рублях превышает ключевую ставку ЦБ на 5 процентных пунктов, в валюте — свыше 9% годовых. И облагается он по ставке 35%. Теперь такой доход не будет облагаться налогом по повышенной ставке, обращает внимание налоговый менеджер IBFS United Константин Асабин.

Что изменилось в налогообложении облигаций?

Сейчас процентный доход по ОФЗ, еврооблигациям Минфина, муниципальным, а также корпоративным облигациям, выпущенным после 1 января 2017 года, не облагается НДФЛ.

Но законопроект эту ситуацию изменит: теперь купоны по всем облигациям будут облагаться налогом по ставке 13%, объясняет партнер Five Stones Consulting Екатерина Болдинова.

Таким образом, государство уравнивает налоговую нагрузку на собственников государственных (муниципальных) и корпоративных ценных бумаг.

«В короткой перспективе государство выиграет и получит больше денег: текущие держатели государственных бумаг заплатят налог с купонов. В долгосрочном сценарии привлекательность госзаимствований у населения снизится», — считает Асабин.

Согласно законопроекту, объемы вкладов не суммируются с объемом вложений в долговые финансовые инструменты, доход от последних будет облагаться НДФЛ в полном объеме вне зависимости от размеров вложений, объясняет партнер IBFS United Александр Гуськов.

Доходы пайщиков фондов, инвестирующих в облигации, как и раньше, будут облагаться НДФЛ, поскольку инвестиционный пай — это долевая, а не долговая ценная бумага. Доход от вложений в ПИФы облагается налогом по ставке 13% для резидентов и 30% для нерезидентов. С 2014 года для физических лиц введен инвестиционный налоговый вычет при уплате НДФЛ в случае владения паями более трех лет.

Когда изменения вступят в силу?

Изменения вступят в силу с 1 января 2021 года. То есть налог будет рассчитываться из процентных доходов, полученных начиная с этой даты, но заплатить его впервые придется в следующем налоговом периоде, то есть не ранее 2022 года.

Кто и как будет платить налог?

В законопроекте указано, что банк обязан будет сообщать налоговой службе о процентах, которые он выплатил каждому своему вкладчику (за исключением доходов по счетам, где ставка ниже 1% годовых, и по эскроу-счетам). Отчет банк должен будет представить не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом.

«С учетом январских праздников у банков будет около двух рабочих недель для предоставления налоговым органам информации в срок», — отмечает Гуськов. Далее налоговая самостоятельно рассчитает сумму НДФЛ к уплате и направит соответствующее уведомление вкладчику. Уплатить налог нужно будет до 1 декабря года, следующего за отчетным налоговым периодом.

Такая же система сейчас действует при расчете имущественного налога.

На текущий момент у банков нет практики информирования налоговой о процентах по вкладам, полученных клиентами, рассказали Банки.ру в одной из кредитных организаций. В соответствии с законодательством РФ, банки передают в налоговую сведения по форме 2-НДФЛ. Представление новых форм отчетности потребуют выстраивания автоматизированного процесса подготовки и отправки информации.

Что будет с действующими договорами по вкладам?

Каких-либо исключений для срочных вкладов, открытых ранее, в законопроекте нет. Это означает, что и по ним нужно будет уплатить налог. Но только по тем процентам, которые будут выплачены начиная с 1 января 2021 года.

Остается ли смысл в дроблении вкладов?

«Сейчас стало понятно, что планируется каким-то образом организовать суммарный учет всех вкладов конкретного вкладчика в различных банках, а также учет процентных доходов, полученных им за конкретный период. Смысл в дроблении вкладов в таком случае утрачивается», — считает старший управляющий директор рейтингового агентства НКР Александр Проклов.

При этом вариант разделить вклады между родственниками пока с повестки не снят. Актуальная версия поправок не предполагает, что при расчете налогооблагаемой базы будут учитываться доходы или объем вкладов родственников или аффилированных лиц. С учетом требований Гражданского кодекса РФ открыть вклад также можно на несовершеннолетнего ребенка в возрасте от 14 лет, напоминает Асабин.

Замдиректора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Михаил Полухин не ожидает большого одномоментного оттока средств из банков в связи с введением нового налога для вкладчиков.

«При этом не исключено, что граждане будут забирать крупные депозиты, для того чтобы разделить имеющиеся в кредитных организациях средства на вклады отдельных членов своих семей, что в итоге на общей сумме вкладов не скажется», — отметил он.

Что будет со ставками по вкладам?

Введение налога для вкладчиков в текущем виде может привести к некоторому росту ставок по депозитам и, соответственно, к росту процентных ставок по кредитам, считает Александр Проклов.

Директор по аналитическому маркетингу банка «Ак Барс» Руслан Селиванов не думает, что введение нового налога существенно повлияет на ставки по депозитам. «Однако не исключаем, что некоторые банки будут давать повышенную ставку по депозитам для клиентов, которые подпадут под действие этого налога», — отмечает он.

Повышение банками процентных ставок по депозитам может оказать влияние на сохранение привлекательности вкладов для граждан, считает Михаил Полухин.

«В наибольшей степени для тех, у кого суммы вкладов не очень значительно превышают страховую сумму и кому рост в ставке сможет компенсировать разницу по сравнению с размещением денег в иные, более доходные инструменты», — говорит эксперт АКРА.

Однако изменение процентных ставок по вкладам, скорее, будет зависеть от более фундаментальных причин, связанных с экономической ситуацией, добавляет он.

Евгения ОГУРЦОВА, Banki.ru

Источник: https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10920952

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.